Доступная среда
Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей. «Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.
Нормативно-правовая база
Конвенция о правах инвалидов (от 13 декабря 2006 г.)
На сегодня МКОУ «СОШ №1»с.п.Анзорей посещают 37 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках программы был произведен капитальный ремонт первого этажа: заменили напольные покрытия, расширили дверные проёмы, установили пандусы и санузлы, соответствующие требованиям. Оборудованы три кабинета: "тренажёрный зал" и "сенсорная комната", массажный кабинет, два классных кабинета.
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения доступа в здание МКОУ “СОШ №1” с.п.Анзорей и в здание дошкольного блока инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья у центрального входа в здание школы и дошкольного блока установлены пандусы, расширены дверные проемы при входе в школу.Обе входные площадки имеют навесы. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. На 1 этаже имеется туалет для инвалидов и лиц с ОВЗ. Официальный сайт имеет версию для слабовидящих. Здание школы оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания обучающихся
Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются горячим питанием в дни учебных занятий. Организация питания соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим порядок оказания данной государственной услуги. Доступ к объектам питания соответствует нормативным документам в части обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. В школе организовано двухразовое горячее питание для учащихся 1 - 10 классов обучающихся по ФГОС .
Организация горячего питания осуществляется согласно единому цикличному 12 – дневному меню. Горячим завтраком обеспечивается 233учащихся 1-4 классов из расчета 65,07 рублей на человека, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета Кабардино-Балкарской Республики, бюджета местной администрации Лескенского района и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
34 учащихся из малоимущих, многодетных семей, учащиеся с ОВЗ обеспечиваются горячим завтраком на 20 рублей и горячим обедом на сумму 40 рублей на ученика из средств муниципального бюджета.
Один учащийся 3 класса (ребенок – инвалид) находится на домашнем обучении и получает компенсацию в виде денежного эквивалента в размере 1000 рублей в месяц.
График работы столовой: понедельник – суббота, с 8.30 до 14.30. Пищеблок имеет все необходимое оборудование для приготовления пищи. Разработан график посещения учащимися столовой .
Столовая освещена лампами дневного света. Естественное и искусственное освещение во всех помещениях соответствует требованиям, предъявляемым действующим санитарным правилам и нормам.
В столовой вывешено меню, утвержденное руководителем образовательного учреждения.
Отпуск питания обучающимся организован в соответствии с режимом учебных занятий. Продолжительность двух перемен, во время которых питаются учащиеся, составляет 20 минут, что достаточно для нормального приема пищи. Каждый из классных руководителей производит контроль над учащимися.
В школе разработана программа по совершенствованию качества организации школьного питания «Здоровое питание – путь к успеху»
В дошкольном блоке организовано сбалансированное питание в соответствии с единым 10 - дневным меню. Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 г.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В школе имеется медицинский блок, который состоит из медицинского и процедурного кабинетов, оснащенных стандартным комплектом оборудования, которое обеспечивает организацию медицинского контроля развития и состояния здоровья школьников в соответствии с санитарными правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Ежегодно, на основании СанПиН, составляется план мероприятий по обслуживанию школьников, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе.Медицинское обслуживание осуществляется на основании договора на безвозмездное пользование недвижимым имуществом с ГБУЗ “Межрайонная многопрофильная больница” .
Особое внимание педагогов и администрации школы уделяется здоровью обучающихся. Расписание уроков составлено в соответствии с нормами учебных нагрузок, заложенными в учебном плане. Педагогическим коллективом проводится большая работа по формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся:
- посадка детей с учётом состояния здоровья детей;
- работа по формированию умений планировать свой день, неделю;
- создание комфортного эмоционального фона;
- контроль над питанием детей;
- профессиональные беседы о вреде курения, наркомании, токсикомании;
- индивидуальная работа с детьми «группы риска».
В школе систематически проводятся Дни здоровья и спорта, школьные соревнования, спортивные игры. Ежедневно реализуется необходимый объём двигательной активности обучающихся:
- физкультминутки на уроках (3-5 минут);
- подвижные предметы;
- уроки физической культуры (3 часа в неделю);
- работа спортивных секций.
С целью предотвращения утомления, перегрузки обучающихся продумана смена характера занятий в течение дня по всем параллелям. Создание образовательной среды идёт в комплексе с решением проблемы здоровьесбережения. Ежегодно проводится диспансеризация учащихся. В школе проводится по три часа физкультуры. Все необходимые снаряды для выполнения разминки, упражнений имеются. Соблюдаются гигиенические нормы урока. Учителя физкультуры ознакомлены с группами здоровья обучающихся, занятия строятся в соответствии с требованиями относительно здоровья обучающихся.
В дошкольном блоке создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольном блоке имеется медицинский кабинет и процедурный. В штате учреждения медицинского работника нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору, в рамках которого организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры).
В дошкольном блоке используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.
Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)
В кабинетах информатики 28 компьютеров , которые имеют выход в Интернет. Договор на предоставление услуг связи (Интернет) заключен с «Компания РосТелеКом». В школе установлен Фильтр NetPolice.
Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после 6 урока (с 14:00 до 16:00) в компьютерном классе. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.
В дошкольном блоке дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся оборудованием.
В школе создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих. На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет директора, документы, регламентирующие работу школы и др.
Использование информационной системы ГИС.07.ОБРАЗОВАНИЕ:
- электронный детский сад;
- электронная школа / электронный журнал
- мониторинг образования
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации https://minobrnauki.gov.ru/
Федеральный центр электронных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Медиатека образовательных ресурсов http://store.temocenter.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/
Список Интернет-ресурсов по подготовке к ЕГЭ URL: http://www.fipi.ru/
Владелец сайта: Официальный сайт Федерального института педагогических измерений
Цель создания сайта: информирование целевой аудитории о разработке и внедрении в практику высокоэффективных технологий и методик измерений в области образования, оценке качества образования, научно-методическом обеспечении единого государственного экзамена в Российской Федерации и других мероприятиях в области образования с использованием измерительных технологий.
URL: http://ege.edu.ru/, Портал информационной поддержки единого государственного экзамена.
Владелец сайта: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Цель создания сайта: информационное сопровождение ЕГЭ.
http://www.proshkolu.ru/ (бесплатный школьный портал)
http://cerm.ru/ (Эрудит марафон для учащихся)
http://www.minobr.org/ (бесплатные конкурсы для школьников)
http://www.znania.ru/ (Поисково-образовательный портал для выпускников)
http://www.farosta.ru/ (Всероссийские конкурсы, викторины и олимпиады по математике, английскому языку, литературе, русскому языку, географии, биологии)
ZOOM, Учи.ru, Инфоурок
В дошкольбном блоке доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, в школе частично созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода к обучению созданы психолого-педагогические и материально технические условия для комфортного обучения.
В МКОУ “СОШ №1” с.п.Анзорей нет жилых помещений и общежития.
Паспорт доступности для инвалидов объекта
Паспорт доступности ДО
Дорожная карта школы
Анализ реализации программы “Доступная среда”
СВЕДЕНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Сведения о наличии литературы для инвалидов по зрению и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья в школе имеется необходимая учебно-методическая и художественная литература и литература на CD и DVD носителях. Для инвалидов по зрению книг, напечатанных шрифтом Брайля, в библиотеке нет.
Сведения о наличии оборудованных санитарно-бытовых помещений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
На первом этаже образовательной организации обустроены два туалета, кабинет начальных классов, столовая и библиотека доступные для маломобильных обучающихся. В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрена возможность установки откидных опорных поручней.
Сведения об оборудовании коридоров, учебных помещений, столовых и других помещений образовательной организации инвентарём, специальными средствами и предметами мебели для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа и пребывания в указанных помещениях
В соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здания школы, оборудованного пандусом, и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории и в здании школы (при необходимости с помощью сотрудника школы). В столовой школы созданы условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Сведения о возможности оказания работниками образовательных организаций помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами
Работники школы прошли курсы по оказанию первой медицинской помощи. Все учителя прошли курсы повышения квалификации по работе с обучающимися ОВЗ.
Школа имеет оснащение, обеспечивающее доступ в здание инвалидам и маломобильным гражданам в виде пандуса. Необходимая дополнительная помощь оказывается силами сотрудников МКОУ “СОШ №1”с.п.Анзорей. Для вызова сотрудника обратитесь к вахтеру или по телефону: 8(866) 39-95-1-81.
По вопросам обеспечения доступности здания и помещений школы, а также при наличии замечаний и предложений по этим вопросам можно обращаться к ответственному сотруднику школы – Апековой Зареме Борисовне.
Услуги в учреждении представляются для следующих категорий инвалидов:
- инвалиды с нарушением слуха
- инвалиды с нарушением зрения
- инвалиды с общими заболеваниями
- инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата (доступ не выше 1-го этажа).
Сведения о наличии информирующих тактильных табличек для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля
В школе имеется навигационные таблички для людей с нарушением зрения, написанные рельефно-точечным шрифтом Брайля, таблички с надписями: "Туалет", "Столовая", "Кабинет начальных классов", "Библиотека".